В Воскресенье Снежик идёт в театр... Да-да, в самый настоящий театр, где будут давать "Щелкунчика"...
До сих пор, как я понимаю, она никогда не бывала в таких местах... Значит, это будет совершенно впервые. Знаю, что это будет ШОК... Настоящий стресс, ни с чем не сравнимый стрессище. Ничто так не действует на тонкую и восприимчивую душу, как эта магия, живой симфонический оркестр, живой свет, запах кулис и сцены, кресел, занавеса, театральной пыли - особый, удивительный запах...
Живая музыка... Настройка оркестра, волнение ожидания, когда вот-вот погаснет свет, и ты сидишь, дрожишь, ждёшь... Что, уже? Нет...Ещё нет...Или да? Не стали ли лампы чуть-чуть тусклее? Да, стали... Уже... Начало.... Увертюра - и... обо всём забываешь, есть только музыка... Любимейшая музыка с детства - божественный "Щелкунчик", весь, целиком, только твой, только для тебя... Марш, Вальс Снежинок, растущая ёлка... Тайна... А потом - апофеоз... Превращение, любовь и верность - Па-де-де, от которого становится больно и сладко... Потом понимаешь, что это был сон, сон маленькой девочки...
А потом не хочется просыпаться, потому что маленькая девочка, Мари Штальбаум - это ты сама...



Listen or download Щелкунчик - Адажио for free on Prostopleer


Накатила ностальгия - всё бы отдала, чтобы быть в этот день с ней, там, но это не поможет...
Зато я вспомнила, как сама в 13 лет попала в Львовский Оперный, тоже впервые и тоже на "Щелкунчика".
Помню, в каком состоянии полной невменяемости я вернулась домой после спектакля... Это тоже было воскресенье, а в понедельник я пошла в школу. Пошла чисто механически, я не слышала ни уроков, ни учителей, я потеряла интерес ко всему вокруг...
К книгам, к прогулкам, даже к рисованию... Вообще, ко всему... Несколько месяцев я ходила, как больная, и выздоравливать не хотелось... Совсем не хотелось. Я лишь ждала следующей субботы, или воскресенья, чтобы опять пойти с мамой на "Щелкунчика", благо билеты на наши любимые места - второй балкон, первый ряд, кресла по центру, - стоили сущие копейки, всего 2 рубля 50 копеек... Можно было ходить хоть каждый день...
Я, без преувеличения, выпала из реальности, выпала жёстко, на несколько месяцев, так, как раньше не выпадала ни разу... Ни до, ни после...
Помню, каким предстал "Щелкунчик" передо мной...
Абсолютно чёрная сцена, затянутая зеркальным линолеумом, и на ней - белые, белоснежные персонажи... И Мари, и Щелкунчик, и Дроссельмеер, и кордебалет... Всё белое, отражающееся в чёрном линолеуме, как во льду... И задник - он тоже отражается, и всё это совершенно немыслимо описать, - настолько это сказочно, нереально, необычно, совсем не похоже на то, нечто цветное и аляповатое, что я видела по телевизору.
Нет. Здесь, в реальности был лёд, снег, Рождество, сказка...
Благо, тогда наши артисты танцевали прекрасно, чётко, профессионально. Я знаю, как скользко на пробковых, обтянутых атласом пуантах работать по линолеуму, и, тем не менее, всё было идеально!...
***
Спустя много лет, в середине 90-х, когда мои театральные девчонки увлеклись балетом на почве юношеской влюблённости в одного "балеруна", я снова попала в Львовский оперный.
На того же любимого "Щелкунчика"...
Пришла в ужас. Сижу и не могу понять, куда я попала...
Принц, например, вчера бухал, теперь его носит по сцене по одному ему известной траектории. Поднимая на поддержку Мари, он чуть не растягивается в полный рост на сцене, с которой, к слову, убрали весь "лёд", оставив серый сценический деревянный настил, на котором он, тем не менее, умудряется спотыкаться и скользить на турах, не говоря уж о фуэтэ... Ещё чуть-чуть - и вспашет сцену носом... Жалкое зрелище.
Не менее убого выглядят и современные "снежинки" с их Вальсом - цирковые лошади-першероны с плюмажами, на пуантах бегали по сцене, стуча подковами, тряся телесами, оттопыривая расколотые крупы, торчащие из-под пачек... Першероны, от поступи которых содрогается не только сцена, но и весь театр... Першероны - и то, выглядели бы грациознее.
Оркестр.... Что налили в флейты и валторны оркестрантов, я не знаю... В какие ноты смотрят скрипачи, что они играют - я тоже не ведаю... Не лежит ли партитура у дирижёра вверх ногами - сильно сомневаюсь.
Это был кошмар.
Кошмар середины 90-х.
Как сейчас - я не знаю, и, боюсь, не узнаю... И ещё боюсь представить, СКОЛЬКО сейчас может стоить билет в Львовскую Оперу, на первый ряд второго балкона по центру...
В Ростовском театре суммы исчисляются тысячами рублей, следовательно, у нас это будет порядке 700-800 гривен... Иными словами, в районе 100 баксов за одно представление!
Проза... Унылая и печальная проза жизни...
Остаётся только ностальгировать, смахивая непрошеную скупую слезу досады...
Но, тем не менее, я нашла небольшой ролик, именно со "Щелкунчика", в сценографии Лысыка, я так понимаю, снимали уже сейчас... Рада, что на сцену вернулся "лёд" - всё-таки это изначальный замысел художника-постановщика... Оркестр звучит неплохо, да и солисты, вроде, нормальные... Неужели эпоха пьяных щелкунчиков и белых першеронов-снежинок ушла в небытие?... Очень на это надеюсь...
http://www.youtube.com/watch?featur...d&v=VBxvl7wOPXM - съёмка 2009-го года.

ЗЫ. И таки не мог валторнист не пёрднуть в трубу, и не могли танцоры не рассинхронизироваться ближе к финалу... М-да, Львов остаётся Львовом, хоть ты тресни...

URL записи