***
В этих двух полостях помещается так называемая центральная нервная система, которая состоит из головного мозга, занимающего черепную полость, и спинного мозга, который составляет продолжение головного и находится в позвоночном канале.
От центральной нервной системы, т. е. от головного и спинного мозга, как от дерева ветви, отходят различной длины и толщины нервные тяжи, пучки и волокна, попросту „нервы", которые ветвятся и достигают своими последними разветвлениями всех самых отдаленных уголков тела. До какой степени достигает повсеместное распространение нервных разветвлений, можно судить хотя бы из того, что за очень малыми исключениями (рог, копыта, волосы) нет такого места в теле, где бы можно было уколоть, а иногда только дотронуться так, чтобы лошадь этого не почувствовала в виде боли или прикосновения. Это приходится сказать не только относительно кожи животного, а и про все внутренние органы, до вещества кости включительно.
Всюду, где только идет жизнь, там и нервы, потому что только там жизнь, где нервы.
В головном мозгу различают следующие части.
Большой мозг — выполняет большую часть черепной полости. Он состоит снаружи из серого, а внутри — из белого мозгового вещества. Глубокой продольной бороздой большой мозг делится на два полушария, тогда как мелкие бороздки разграничивают так называемые мозговые извилины, которые делают поверхность большого мозга неровною, несколько напоминающею по виду зерно грецкого ореха.
В большом мозгу находятся центры душевной жизни, сознания, произвольных движений и главных органов чувств.
Малый мозг или мозжечок значительно меньше. Он лежит ближе к затылку. Его главная задача — регулировать стройность произвольных движений.
Продолговатый мозг лежит под мозжечком, соединяясь с большим мозгом нервным пучком, который называется Варолиевым мостом, и у затылочного отверстия без резкой границы непосредственно переходя в спинной мозг. Продолговатый мозг соединяет большой мозг со спинным: от него отходит большая часть черепных нервов, а сам он служит местом нахождения многих важных нервных центров: сосудов, сердца, дыхания, кашля, рвоты, глотания, отделения пота, мочи и проч.
Спинной мозг идет в виде несколько сплюснутого стержня по всему позвоночному каналу и оканчивается в крестцовой кости пучком нервных волокон, называемым „конским хвостом". На всем протяжении спинного мозга от него отходят слева и справа парами нервные пучки. В каждой паре верхний пучок, или корешок чувствительный, а нижний двигательный; вскоре они соединяются в один ствол, образуя смешанные нервы, которые идут к различным частям тела.
Головной и спинной мозг называются „центральной" нервной системой. Такое название дано этим органам отчасти вследствие их положения в телe, где они располагаются как бы по оси тела; но еще больше головной и спинной мозг обязаны этим названием той роли и тому значению, какое они имеют в организме.
Если позволительно сравнить вообще нервную систему с телеграфной сетью, то в таком случае головной и отчасти спинной мозг естественным будет признать центральной станцией, которая по нервам, как по телеграфным проволокам получает решительно от всех мест тела сведения о том, что там творится, в чем недостаток, и затем или на основании полученных сведений, или по собственному почину, посылает по нервам распоряжения (нервные возбуждения) к различным органам, которым остается только исполнить то, к чему они способны по своим природным свойствам: мышцы сокращаются, железы выделяют соки, летя обменивают воздух и т. д.
Те нервы, по которым до центральной нервной системы доходят раздражения полученные в каком-нибудь месте организма, все равно, от чего бы эти раздражения ни исходили, — называются чувствительными нервами. При посредстве этих нервов животное „чувствует" все, что происходит в его теле: утомление, недомогание, тепло, холод, удар, давление, рану, занозу, образование нарыва и т. д. и т. д.; все это доходит до центральной нервной системы в форме бессознательных или сознаваемых ощущений приятных или неприятных, болевых.
Среди чувствительных нервов есть группа, выделяемая обыкновенно особо в виду своего своеобразного характера. Это те нервы, которыми снабжены органы внешних чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Благодаря специальной приспособленности своих нервных аппаратов, эти органы дают животному возможность иметь постоянное и всестороннее впечатление от тех предметов, которые его окружают. В своем месте эти органы будут рассмотрены несколько подробнее.
Несмотря на чисто пассивную роль чувствительных нервов, значение их очень велико. О всяком изменений как в самом организме, так и во внешней среде, соприкасающейся с организмом, эти нервы доводят до нервных центров, заведывающих всеми отправлениями организма. Такое положение дела позволяет организму сообразовать деятельность своих органов с теми потребностями, какие в данный момент существуют в различных частях тела, и применяться к тем условиям существования, в которых организм находится.
Впечатления, получаемые чувствительными нервами, проводятся ими к соответственным местам — нервным центрам—в головном или спинном мозгу. Таким образом, нервный ток (весьма близкий к электрическому току), зародившись на периферии (т. е. в концевых разветвлениях нерва), стремится отсюда к центральной нервной системе. В виду этого чувствительные нервы, в которых это происходить, называются нервами центростремительными.
Помимо этих нервов, есть не меньшая группа нервов, которые в своей совокупности называются нервами центробежными. По ним нервный ток идет в направлении от центральной нервной системы к периферии, т. е., ко всем и близким, и самым отдаленным частям тела. Орган, получивший такое нервное воздействие, или как выражаются физиологи „раздражение", приходит в состояние „возбуждения", т. е. иначе говоря, начинает работать, проявляя при этом те свои специальные свойства, которые принадлежат его природе.
Те центробежные нервы, которые несут раздражение от нервных центров к мышцам, результатом чего бывает сокращение мышц, — называются двигательными нервами. Очень часто чувствительные и двигательные волокна проходят в одном нерве, который посему называется „смешанным".
Нервы, проводящие побуждение к деятельности желез, называются „секреторными", т. е. выделительными, так как они вызывают выделение различных желез: потовых, слюнных, сальных, желудочных, кишечных, или железистых органов: печени, почек и т. под.
Есть еще нервы, при помощи которых центральная нервная система регулирует просвет кровеносных сосудов, которые при этом то расширяются, то суживаются, и, таким образом, через них проходит то больше, то меньше крови. Эти нервы, как и соответствующие им нервные центры называются сосудодвигательными.
Очень важное для организма значение имеют нервы, регулирующее деятельность сердца и легких.
Каждому нерву, или групп нервов, соответствует известное место в центральной нервной системе, где этот нерв имеет свое начало или конец. Такое место называется нервным центром. здесь воспринимается впечатление, передаваемое извне чувствительными нервами, и отсюда исходит стимул, побуждение, передаваемое центробежными нервами мышцам, железам и т. д.
Число нервных центров так же велико, как велико число отдельных нервов, находящихся в различных пунктах тела. Вот некоторые из них, более важные: дыхательный центр, судорожный, тепловой, сосудодвигательный, центры произвольных мышечных движений, и другие.
Особое положение занимает симпатическая нервная система. Под этим названием известен двойной ряд нервных узлов, идущих под позвоночником (вдоль спинного мозга) от начала шеи до конца таза. Эти узлы соединяются нервными ветвями как между собою, так и со спинным и головным мозгом. От них отходят нервы к внутренним органам: двигательные (непроизвольных движений — желудка, кишок, матки), чувствительные, секреторные и сосудодвигательные.
Повреждение периферического нерва лишает соответствующую часть тела связи со своим нервным центром. В слествии этого наступает нарушение функции, связанной с поврежденным нервом. Так напр., при разрыве или параличе вследствие заболевания чувствительного нерва получается потеря чувствительности в тех местах тела, которые получают нервные ветви, разъединенные со своим центром. Точнее говоря, все впечатления воспринимаются здecь по-прежнему, но они теперь не доходят до центров, а потому не сознаются и не чувствуются животным в видe боли, давления и т. п. Повреждение двигательного нерва влечет за собою неспособность животного производить движения теми мышцами, которые получают ветви от поврежденного нерва.
В первом случае говорят о параличе чувствительности, во втором — о параличе движений.
Аналогичные явления бывают и при повреждениях других нервов, — секреторных, сосудодвигательных, зрительного и т. д.
При повреждениях нервных центров результаты бывают различны. Если от какой-либо причины, — опухоли, кровоизлияния, глистов и т. п., — нервный центр подвергается раздражению, то в таком случае наблюдается усиленная работа тех органов, которые получают нервы из этих центров. Это может проявиться в виде судорог, постоянных движений, проливного пота, поносов и проч. Продолжительное раздражение или разрушение какой-либо части мозгового вещества сопровождается параличом находящихся там нервных центров и параличными явлениями в органах.
Замечательно, что повреждения нервного вещества с левой стороны головы отражаются изменениями с правой стороны тела и наоборот.
Это явление объясняется тем, что нервы, по выходе из своих центров в головном мозгу, перекрещиваются и идут левые на правую, а правые — на левую сторону тела.
Значение повреждений нервной системы обусловливается степенью важности для жизни тех органов и тех отправлений, которые обслуживаются поврежденной нервной областью. Есть в мозгу одно место, которое в виду огромной важности названо „жизненным узлом" (noeud vital). Это место в продолговатом мозгу доступно снаружи через щель между затылочной костью и первым шейным позвонком. Животное, которому нанесли кинжалом удар в указанное меcтo, падает как сраженное молнией и погибает, так как разрушение находящегося там дыхательного центра ведет к неминуемой смерти. Этим обстоятельством пользуются в тех случаях, когда имеют в виду прекратить неизлечимый или неустранимый другим путем страдания животного, напр., при переломах костей, ранах живота с выпадением внутренностей и т. п.
Наступающее после удара в продолговатый мозг эффектное падение животного, с последующей полной его неподвижностью, соблазнило членов Общества покровительства животным требовать введения на скотобойнях укола в продолговатый мозг в качестве „гуманного способа моментального убоя".
Справедливость, однако, требует сказать следующее. После перерезки продолговатого мозга животное падает моментально, но смерть его наступает далеко не сразу. Разрушение „жизненного узла" лишает животное только способности дышать и двигаться; сердце же продолжает биться еще 4 — 5 минут, пока не наступит его остановка от задушения или от обескровливания, если после укола перерезывается еще горло, как это бывает на бойне. Сознание остается пока мозг омывается кровью. Таким образом, это „моментальное" для нашего наблюдения отнюдь не является таковым для животного.
@темы: лошадь, нервная система, лошади, анатомия, боль